Баталов А. © «Моделирование «самоорганизации» объектов. (Шаг 2.)»

В предлагаемой вниманию программной модели, "самоорганизуются" объекты обладающие одинаковыми внешними геометрическими параметрами, но имещие внутренние качественные различия, моделируемые цветом. Разнообразие объектов, по нашему мнению, является необходимым условием для самоорганизации.

Внешний вид программной модели самоорганизации объектов представлен на рисунке ниже. Акторы ("самоорганизующиеся" объекты) и контролируемые ими пространственные зоны, представляются цветными кружками, и могут свободно перемещаться в поле модели под действием изменяющихся градиентов среды. При перемещении акторы способны захватывать оказавшиеся в их зоне влияния объекты более низкого уровня, представляемые в модели цветными квадратиками (объекты "пища"). Для поддержание "жизнеспособности" акторов используются только объекты "пищи" совпадающие с ними по цвету.

Внешний вид программной модели - Шаг 2.

Для демонстрации "жизнеспособности" на теле актора выводится двузначное число. Младшая цифра содержит количество ритмов "сезонного" градиента до гибели актора. Старшая цифра определяет количество использованных им объектов "пищи". Использование объекта пищи увеличивает "жизнеспособность" - младшую цифру на единицу. Можно видеть, что на Шаге 1 моделирования акторы конкурируют между собой за объекты "пищи" и довольно быстро погибают.

На втором шаге моделирования акторам разрешается образовывать сообщества из двух участников. Объединяются только акторы различающиеся по своему внутреннему свойству - цвету. Акторы в составе сообщества могут передавать партнеру, имеющиеся в контролируемых ими зонах, объекты "пищи" не совпадающие с ними по цвету и ненужные им.

В программной модели градиентная разметка контролируемой акторами их зоны влияния моделируется яркостью цвета, по линейному закону максимумом в центре и меньшим значением на периферии. При объединении (пересечении) зон влияния двух акторов в их общей зоне порождается феномен "границы". Граница - это область общей части их зон влияния, соответствующая равенству градиентов обоих участников. Граница обладает свойством неподвижности относительно акторов-участников сообщества.

Механизм взаимного обмена между объектами.

Механизм взаимного обмена между акторами сводится к перемещению объекта "пищи" на линию границицы между участниками сообщества, и на которой объект становится доступен для использования партнером. Кроме того, в пересечении зон влияния элементы среды (объекты "пищи") оказываются одновременно под действием градиентов обоих участников и это делает доступным для использования каждым из участником некоторой дополнительной части элементов среды к уже используемой участниками. Для данной программной модели это объекты "пищи" имеющие цвет получающийся при смешании цветов участников.

На программной модели можно наблюдать, что составные сообщества двух акторовов более жизнеспособны. Критерием оценки может служить статистика, использования акторами объектов "пищи", представленная в правом нижнем углу программной модели.

Для демонстрации модели необходимо скачать с сайта Microsoft и установить на вашем компьютере программную поддержку технологии Silverlight.

Если программная модель активизирована, имеется картинка ниже, кликните на кнопке "Старт".


* * *

Хостинг от uCoz